Логопед занимается выявлением, диагностикой и лечением дефектов речи, связанных с врожденными или приобретенными заболеваниями.
В задачи логопеда входит:
Стоит отметить, что в процессе работы логопеды тесно сотрудничают с врачами различных специальностей (в частности с невропатологами, психиатрами, офтальмологами, оториноларингологами, психологами, стоматологами и так далее). Обусловлено это тем, что к нарушениям речи могут привести заболевания различных органов и систем – органов слуха, органов зрения, головного мозга, голосового аппарата и т. д.
Причинами нарушения речи могут быть:
В компетенцию логопеда входит коррекция:
Логопед занимается диагностикой и лечением:
Характеризуется нарушением произношения слов или звуков, связанным с поражением или неправильным функционированием голосового аппарата. Основными проявлениями заболевания являются нарушения основных характеристик голоса.
Дисфония может проявляться:
Дисфония может быть выявлена у детей с ранних лет жизни или в старшем возрасте. Несколько реже заболевание выявляется у подростков и взрослых людей (в данном случае оно обычно связано с органическим поражением головного мозга при инфекции, инсульте и других патологиях).
Суть данного заболевания заключается в патологическом замедлении речи. Причиной патологии является поражение отделов головного мозга, ответственных за раздельное произношение звуков. В результате этого во время разговора пациент очень медленно произносит каждый следующий звук или слог, ему трудно переходить от одного слога к другому, в результате чего его речь кажется монотонной, «тянущейся», «вязкой». Также во время разговора у пациентов значительно усиливается работа мимических мышц лица и в частности рта, в результате чего кажется, что каждое слово дается им с большим трудом.
Схожими проявлениями с брадилалией обладает брадифазия – замедление речи, которое развивается на фоне поражения головного мозга и связано с нарушением (замедлением) мыслительных процессов, сопровождающееся другими отклонениями (снижением способности к обучению, нарушением памяти и так далее). Речевой аппарат больного в данном случае не затронут (то есть, лечение основного заболевания может привести к полному восстановлению скорости речи).
Данная патология характеризуется ускоренной речью. Больной говорит слишком быстро, невнятно, торопливо и напористо, иногда пропуская некоторые звуки. На фоне этого окружающие часто не понимают сказанного пациентом и вынуждены по несколько раз переспрашивать.
Причиной тахилалии также является поражение отделов головного мозга, ответственных за воспроизведение речи. Дефект может быть постоянным (то есть, наблюдается в любое время, когда пациент разговаривает) или возникать при определенных стрессовых ситуациях (например, во время волнения, при знакомстве с новыми людьми, при общении с начальством и так далее), в то время как в привычной для пациента обстановке он может говорить абсолютно нормально.
При данной патологии отмечается нарушение произношения звуков, хотя слух пациента или его нервная система не поражены. Больные при этом могут не произносить (или произносить неправильно) один или сразу несколько звуков.
Дислалия может быть:
Ринолалия (гнусавость) характеризуется нарушением звукообразования и тембра голоса из-за анатомического поражения верхних дыхательных путей. В нормальных условиях выдыхаемый воздух проходит через голосовые связки и поступает преимущество в ротовую полость, где формируются его свойства. В носовые ходы при этом воздух поступает лишь в небольшом количестве. В то же время, на фоне врожденных или приобретенных аномалий во время разговора большая часть воздуха может поступать именно в носовые ходы, что значительно изменяет характеристики речи. Она становится «вялой», монотонной, неразборчивой.
При данной патологии отмечается дефект воспроизведения речи, обусловленный нарушением иннервации органов, принимающих участие в формировании звуков (языка, мягкого неба, губ). Каких-либо дефектов в головном мозге или в строении голосообразующих органов нет, как нет и нарушений слуха. Больной при этом с затруднением произносит все звуки, часто произносит их неправильно. Речь пациента смазанная, невнятная, иногда гнусавая. В тяжелых случаях дизартрии пациент вообще не может произносить какие-либо звуки и разговаривать.
При данной патологии нарушение речи проявляется через частые повторения определенного звука (клоническая форма заикания) либо через паузы, возникающие перед произнесением определенных звуков (тоническая форма заикания). Механизм возникновения заикания обусловлен поражением нервной системы больного, что сопровождается повышенной возбудимостью мышц, ответственных за воспроизведение речи (языка, мягкого неба, губ). Как и в других случаях, заикание может быть функциональным (развивается на фоне стресса, эмоционального переживания, психологической травмы и так далее) или органическим (связанным с травмой или другим поражением нервных клеток, ответственных за тонус речевых мышц).
Суть данной патологии заключается в поражении клеток головного мозга, ответственных за формирование речи. В нормальных условиях все процессы восприятия, формирования и воспроизведения речи контролируются определенными центрами, расположенными в головном мозге. Если данные центры у ребенка не развиты, он в принципе не сможет сформировать или высказать какие-либо слова или звуки, даже если будет нормально слышать их. Причиной этого могут быть аномалии развития, внутриутробные травмы, инфекции, а также травмы или другие повреждения головного мозга во время родов или в течение первых месяцев жизни, когда речь еще не начала формироваться. Умственные способности пациента (то есть, способность к обучению, память, интеллект) при этом могут быть абсолютно нормальными. В легких случаях заболевание поддается лечению, на фоне которого ребенок может начать говорить уже через несколько лет. В то же время, в тяжелых случаях дети могут начать произносить отдельные слоги или слова к 10 – 11 годам и даже позже. Проводят дифференциальную диагностику алалии с задержкой речевого развития, аутизмом, олигофренией, тугоухостью.
При данной патологии пациент полностью или частично утрачивает способность говорить в результате травмы или другого органического поражения головного мозга, затрагивающего речевые центры. Причиной афазии могут быть травмы, опухоли головного мозга, перенесенные инсульты, инфекции головного мозга, энцефалит (воспаление ткани головного мозга) и так далее. Также стоит отметить, что афазия была отмечена у некоторых пациентов, страдающих психическими расстройствами.
В отличие от алалии (при которой головной мозг повреждается до формирования речи), при афазии повреждение имеет место уже после начала формирования речи. Учитывая это, некоторые логопеды не используют диагноз афазия у детей младше 3 лет.
При данной патологии нарушается восприятие письменной речи, то есть, человек частично или полностью утрачивает способность читать. Если ребенок с детства вовсе не овладел навыками чтения, то неспособность к чтению называют алексией.
Дислексия может проявляться:
Причиной дислексии считается поражение задних отделов коры головного мозга. С помощью современных методов обследования удалось установить, что у пациентов с подобным заболеванием определенные нервные участки мозга менее активны, чем в норме.
Суть данного заболевания заключается в том, что ребенок с затруднением овладевает навыками письменной речи, несмотря на нормальное развитие зрительного анализатора, слуха, устной речи и чтения. Проявляется дисграфия стойкими, постоянно повторяющимися грамматическими ошибками, которые больной допускает во время письма. Также некоторые пациенты могут неправильно отображать форму букв, пропускать буквы в словах, путать местами слоги в словах или слова в предложениях. Нарушение, при котором ребенок вовсе не может освоить письменную речь, называют аграфией.
ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И ЛОГОПЕДИИ «Красная Лань»
* г. Батайск, мкр. Северный массив, 16-Б
тел. для записи 8-918-542-79-33